VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности в РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016894
Тема: Состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности в РФ
Содержание
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская таможенная академия»
RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИМЕНИ В.Б. БОБКОВА ФИЛИАЛ 

Кафедра экономики таможенного дела


КУРСОВАЯ РАБОТА 
по дисциплине: «Экономика предприятия (организации)»
на тему: «состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности в РФ»



                                       Выполнил: П.А.Романова
                                       студент 4 курса
                                       заочной формы обучения
                                       экономического факультета
                                       группа Эб01/1401ЗС
                                       
Проверил: В.Г.Шушаро, к.э.н.,доцент
                                       Оценка __________________
                                       Подпись__________________
                                       «______»____________2017г.

Санкт-Петербург
2017

Содержание


ВВЕДЕНИЕ	4
ГЛАВА 1. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ	6
1.1Понятие, функции, критерии малого бизнеса.	6
1.2Экономические и социальные функции малого бизнеса.	11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА	15
2.1 Процесс становления института российского малого предпринимательства.	15
2.2 Организационно правовые формы предпринимательства.	22
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ	29
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в России.	29
3.2 Методы поддержки малого бизнеса: реалии сегодняшнего дня.	40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	44
Список использованных источников	46





ВВЕДЕНИЕ

      Одним из наиболее актуальных в последние годы направлений экономического роста является развитие малого бизнеса. Для России, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества в рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью российской рыночной экономики.
      Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.
      Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
      1. Раскрыть сущность предпринимательства, его характерные черты, цели, формы организации, показать критерии отнесения предпринимательских структур к малым, средним, крупным предприятиям и определить их роль в современной экономике.
      2. Показать формы государственной поддержки субъектов предпринимательства. Проанализировать тенденции становления и развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Рассмотреть особенности налогообложения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Выявить причины, препятствующие интенсивному кредитованию предпринимателей в российской экономике, сравнить с зарубежным опытом.
      3. Проанализировать основные проблемы и перспективы российского малого предпринимательства на современном этапе. Рассмотреть мероприятия по созданию более благоприятных экономических условий для развития предпринимательства в России.
      Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      


ГЛАВА 1. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


1.1Понятие, функции, критерии малого бизнеса.


      Экономика России перешла на рыночные отношения. А в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малые предприятия», «малый бизнес», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.
      Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие. 
      Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
      К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.
      Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
      Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», малый бизнес, малое предпринимательство, в свою очередь, рассматривая большой бизнес, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
      Как правило, в качестве наиболее общих критериев отнесения организации к малому бизнесу относятся: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов и объем оборота.
      Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, принятый 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек - малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей - к малым, и более 400 млн. рублей - к средним предприятиям.
      В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется множество критериев. Но наиболее часто в отдельных странах применяются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот предприятия, полученный за год, величина активов.
      Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным считается среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления. Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и другие1. [4, с. 48-56]
      Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные». Широко используемые за рубежом термины «малый бизнес», «малая организация» охватывают различные типы и разновидности предпринимательства. В качестве критериев отнесения организации к этому разряду используются величина капитала и объем продаж (Великобритания, Италия, Япония), немонополистическое положение на рынке (США), независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре (Япония) и т.д.
      В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100 человек, в других отраслях производственной сферы - 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - 25 человек, в розничной торговле - 15 человек.
     Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве
     В соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней2:
     1. В промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;
     2. В сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
     3. В оптовой торговле - 50 человек;
     4. В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
     5. В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
      Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
      Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
      Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.
      В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Для того чтобы наиболее полно раскрыть сущность понятия «малый бизнес», выделим основные социальные и экономические функции.3 
      
      
      
      


1.2Экономические и социальные функции малого бизнеса.


      Одним из ключевых элементов рыночных преобразований выступает малое предпринимательство. В России и других развитых странах малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства.
      Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
      Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
      Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного, поиск, разработка и внедрение новых идей).
      Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсы. Обеспечивает рост налоговых поступлений.
      Субъекты малого бизнеса объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики.
      Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.4 
      С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
     1. Доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
     2. Доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
     3. Доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
     4. Доля малого бизнеса в экспорте продукции;
     5. Доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
     6. Доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
     7. Доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны
       Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%.
      Развитие малого бизнеса в России имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств5:
     1. Мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;
     2. Для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
     3. Развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
     4. Мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;
     5. Мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
     6. Развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
     7. С развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
     8. Малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
     9. В современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики;
     10. Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям;
     11. Более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
     12. Улучшение качества обслуживания;
     13. Более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
     14. Формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
     15. Формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
     16. Снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.
      Подводя итог выше изложенному, следует сказать, что под малым бизнесом (малым предпринимательством) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. В России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка.
      Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.6 
       
      


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА


2.1 Процесс становления института российского малого предпринимательства.
      
      
      Рассматривая процесс становления российского малого бизнеса, гораздо легче рассуждать о препятствиях на пути предпринимателей, чем определить, что же пробуждает людей взяться за это трудное, рискованное дело. Препятствий на пути у бизнеса много, о них пишут, их пытаются так или иначе преодолеть -одним словом, они на виду. Легко рассуждать о движущих моментах малого бизнеса на Западе - особенно в развитых странах, где существуют многовековые традиции малого предпринимательства, процветает семейный бизнес и секреты мастерства передаются из поколения к поколению, где, наконец эффективно функционирует система поддержки малого бизнеса. Другое дело - малый бизнес в России. Семьдесят лет советской власти практически уничтожили традиции малого предпринимательства.
      Становление малого бизнеса России началось со второй половины 1980-х гг. через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы.
      За это время малый бизнес в своем развитии прошел несколько этапов.
      На первом этапе (1985-1992 гг.) он развивался в основном в виде кооперативов, главной сферой деятельности которых были мелкооптовая и розничная торговля и услуги. Кроме того, возникало большое число кооперативов при крупных государственных предприятиях и в сфере науки.
      С этого времени начались приватизация и акционирование в государственном секторе промышленности и разукрупнение государственных заводов на группы малых предприятий.
      Второй этап (1992-1994 гг.) характеризуется количественным ростом малых частных предпринимателей, являющихся полными собственниками своего дела, на основе малой приватизации сферы торговли и услуг. Появился и новый вид деятельности - «челночный бизнес», получивший широкое распространение по всей стране.7 
      Современный, третий этап развития малого бизнеса начался с 1995 г.
      В этот период ввиду отсутствия институциональной сферы эффективного развития происходило снижение темпов увеличения числа субъектов малого бизнеса.
      Мировой опыт развития малого бизнеса свидетельствует о том, что «ставка» на него была сделана в начале ХХ в. (в период Великой депрессии) с целью выхода из экономического кризиса. Это своего рода тактическое отступление от практики крупного бизнеса стало отражением реальной ситуации - отсутствия адекватного рынку механизма управления крупной корпоративной собственностью. [9, c. 83-85]
      Отступление к малому бизнесу в различных странах имеет свои особенности. Страной-лидером в этой среде оказалась Япония, менее всего подверженная воздействию мирового кризиса, поскольку широкая сеть единоличных, семейных и других малых хозяйств, функционирующих вокруг крупных японских компаний и подпитывающих их своей деятельностью, помогла последним выстоять, в то время как преобладающая крупная кооперативная собственность в Америке разрушалась под воздействием кризиса. Это обстоятельство побудило американцев позаимствовать опыт малого бизнеса у Японии.
      Если в Америке распадающаяся крупная собственность сразу же переходила в руки мелких предпринимателей, то в Европе под влиянием коммунистических идей она была национализирована в госсектор. А когда госсектор не справился с управлением, правительства европейских стран вынуждены были проводить реприватизацию в мелкий бизнес
      Попробуем оценить предпринимательский потенциал российского общества. По-видимому, наименьшее значение предпринимательский потенциал имеет при советском строе. В Советском Союзе предпринимательство преследовалось по закону и осуждалось официальной пропагандой. Оно существовало, но по большей части носило латентный характер. Кроме чисто криминальных (наркотики, проституция и другие) В СССР осуществлялся так же ряд теневых, в основном производство и реализация товаров массового спроса, и вполне легальных (например производство сельхозпродукции и её реализации). В городах были широко распространены такие виды нелегальной деятельности, как репетиторство, оказание частных медицинских услуг, частное обучение музыке и иностранным языкам, частный ремонт квартир и другие. На селе процветали шабашники, т.е бригады строителей. Все эти виды нелегальной деятельности были предопределены одним фактором - наличием платежеспособного спроса.
      В советские времена были и люди, которые полностью соответствовали вышеприведенному определению предпринимателя, но деятельность их нелегальной.
      Толчок к развитию малого предпринимательства дали появившиеся в 1987 году индивидуальная трудовая деятельность и кооперативное движение. Экономика Советского Союза находилась в глубоком застое, практически начался спад Чтобы переломить эту отрицательную тенденцию, необходима была новая экономическая политика. Развитие индивидуальной трудовой деятельности и кооперации стала одной из элементов этой экономической политики, проводившейся под лозунгом «перестройки и ускорения» Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1987г.) был первым законодательным актом, подрывающим основы советского строя. Он создал правовое поле для индивидуальной правовой деятельности (ИТД), фактически разрешая вести частною- предпринимательскую деятельность, т.е свободно реализовывать товары, сделанные своими руками. Количество занимающихся итд увеличилось с 429 тыс. человек на 1988 г. До 723 тыс. человек в 1989 г. 9на 69 %) Очень быстро ИТД получило распространение во всех регионах и среди слоёв населения, в том числе пенсионеров (25,8 % общего числа занимающихся ИТД), (10,3%) и инвалидов (5,4%). В основном граждане занимались кустарно-ремесленными промыслами, на долю которых приходилось 55,1% общего числа ИТД, далее шло бытовое обслуживание населения -33,7% социально- культурная сфера - 4,6 народохудожественные промыслы - 1%.8
      В 1988 г. Был принят закон «О кооперации в СССР» Большие льготы для всех видов кооперативов, в том числе за счёт госбюджета.
      Экономическая стабильность, поддержка госаппарата позволяют охарактеризовать этот период как «золотой век» малого предпринимательства. В 1990 г. Функционировало 192 тыс. кооперативов, в которых работало 5 млн человек. В 1990 г. Количество граждан, проявивших себя как предприниматели, составляло всего десятую долю населения России. [9. с. 85-88]
      Конец кооперативному движению положил закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.
      Политическая обстановка тогда была сложной, и конфронтация между верховными советами СССР и РСФСР предопределило быстрое принятие этого плохо подготовленного закона. В спешке в него, по-видимому, забыли включить такую организационно- правовую форму, как кооперативы. В результате кооперативы выпали из правового поля, и их пришлось перерегистрировать в другие организационно-правовые формы, разрешённые новым законом. Самой популярной формой ведения бизнеса в этом законе было товарищество с ограниченной ответственностью. В этой Уродливой организационно правовой форме оказались смешаны два совершенно разных по содержанию понятия, «товарищество» и «общество с ограниченной ответственностью». Этот закон положил начало становлению Института российского малого предпринимательства. Он гарантировал гражданам право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия для осуществления всех видов деятельности, запрещённых законодательством, приобретать необходимое имущество. Для всех субъектов предпринимательской деятельности декларировалось равное право доступа на рынок, к материальном, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам независимо от вида собственности и организационно-правовой формы предприятия. Закон запрещал монопольное положение на рынке отдельных предприятий и их объединений, недобросовестную конкуренцию.
      Принятие этого закона, пусть и не совсем доработанного, дало толчок к регистрации малых предприятий в первые годы после ввода его в действие (Малое предпринимательство в России, 2002, 2005, 2008). Видно, что каждый год в России регистрировалось более 250 тыс. малых предприятий, что беспрецедентно для её новой истории. Эти 865 тыс. малых предприятий, а следовательно, и предпринимателей примерно определили количество людей, склонных к ведению собственного бизнеса, составившее около 0,6% населения страны. Россия вступила в экономическую реформу, обладая очень небольшим количеством потенциальных предпринимателей.
      Кто же эти люди, которые первыми начали заниматься бизнесом? Во-первых это были представители партийной, комсомольской, с советской номенклатуры, а так же хозяйственники, занимавшие командное положение в промышленности в 1980-е гг. Во-вторых, наиболее предприимчивые «нормальные» люди, в основном высокоинтеллектуальные, образованные и инициативные. В-третьих, дельцы «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Если первый тип предпринимателей больше присутствовал в большом бизнесе, то второй и третий на этом этапе в основном занимались малым.
      Одними из первых российских бизнесменов стали кооператоры, которые не могли эффективно действовать вне правового поля и поэтому были вынуждены перерегистрировать свои кооперативы в другие разрешённые организационно-правовые формы.
      В планах работы министерств и ведомств в этот период появился новый вид деятельности - поддержка малых предприятий. То есть министерствам и ведомствам было положено в соответствии с планом пропускать часть своих финансовых средств через малые предприятия.
      Шоковый характер российской экономической реформы, по- видимому, не дал возможности подготовить и провести реформирование правоохранительной системы. И хотя многие статьи УК РСФСР, трактующие предпринимательство как уголовно наказуемую деятельность, к началу 1992 г. Были отменены, правоохранительная система оказалась не готова к защите зарождающего нового класса собственников. Этим воспользовался криминал. Наряду с предпринимательской деятельностью он стал оказывать услуги по защите прав собственности, но не только оказывать, но и навязывать, т.е. заниматься рэкетом. Впоследствии это породило новое явление в российской экономике - охранную деятельность.
      В 1992 году прошла экономическая реформа, в результате которой российская экономика была переведена из разряда плановых в разряд рыночных. Реформа положила начало парадоксальному этапу в развитии малого предпринимательства. Экономическая ситуация в стране ухудшалась (спад производства, безработица, галопирующая инфляция, приведшая к обесценению сбережений населения, резкий скачёк процентных ставок и дефицит денежных средств и т.д.), а количество малых предприятий росло.
      Ещё одним фактором, способствующим появлению новых малых предприятий, явилось использование крупными предприятиями льгот, установленных для малых. Крупные предприятия стали организовывать дочерние малые предприятия, передавая им ряд функций по обороту товаров, в первую очередь по реализации выпускаемой продукции. Это позволяло им значительно уменьшить налогооблагаемую базу налогов на добавленную стоимость и прибыль. Около трети всех создаваемых предприятий образовывалось на базе крупных. Если учесть, что связь между крупными и малыми предприятиями по тем или иным причинам часто не афишировалась, то степень зависимости малых предприятий от крупных кажется даже выше.9 
      Экономический кризис и резкое ухудшение уровня жизни заставило людей держаться друг за друга. Намного легче бороться с неприятными обстоятельствами артелью, т.е группой людей, связанных семейными или дружескими узами. Можно выделить несколько моделей российских семейных (клановых) фирм. Первыми были предприятия, организованные членами одной семьи (например, ресторан, сеть фитнес - центров, автомастерская, интернет-кафе и др.). Следующей моделью можно считать предприятия, руководимые членами одной семьи (клана), на которых работает большое количество наёмных работников.
      Предприятия, созданные чиновниками одного учреждения (создавались в основном в первой половине 1990-х годов на волне кризиса государственных структур и перехода госслужащих в частные компании; это банки, созданные бывшими комсомольскими работниками и т.д.
      Предприятия, созданные выпускниками одного вуза или сослуживцами по армии.
      В начале третьего тысячелетия доля российского населения, выбравшего малый бизнес в качестве основного занятия, выросла до 3,2%. По результатам социологических вопросов, проведённых с 200 по 2003 г. В девяти регионах России (всего опрошено порядка 1500 владельцев и директоров МП), моно нарисовать следующий типовой портрет владельца малого предприятия: это мужчина в возрасте от 30 до 40 лет, имеющий высшее техническое образование, потерявший работу по основной специальности или имеющий недостаточно средств, чтобы прокормить семью.10
      На разных этапах развития российской рыночной экономики у людей были совершенно разные причины для того, чтобы заниматься малым бизнесом. В бурные 90-е годы приобщаться к предпринимательству людей зачастую пробуждали неоправданные ожидания капиталистического чуда. После финансового кризиса 1998 г., когда экономика пошла на подъём, бюджет стал бездефицитным, уменьшился государственный долг, за счёт государственного заказа стал оживать военно-промышленный комплекс, и в результате инженеры стали возвращаться в свои НИИ и КБ, а источник пополнения ряда малых предпринимателей за счёт инженерно-технических работников иссяк.
      К 2005 году пополнение рядов предпринимателей заметно помолодело. В 90-е г. Наиболее популярной специальностью высших учебных заведений была экономика, а точнее менеджмент. Выпускники экономических факультетов стали базой для пополнения малого бизнеса. За последние годы в малый бизнес пришли молодые (30-летние), хорошо подготовленные (образование плюс опыт работы в различных компаниях), энергичные люди. Они сознательно выбрали путь предпринимательства и готовы напряженно трудиться, реализуя свои замыслы. Это даёт основание верить, что российский малый бизнес в дальнейшем будет развиваться и станет наконец той экономической и социальной базой, опираясь на которую экономика России сможет обеспечить достойную жизнь российским гражданам.11 
      

2.2 Организационно правовые формы предпринимательства.
      
      
      В настоящее время в соответствии с гражданским законодательством наиболее распространенными организационно-правовыми формами предпринимательства являются:
     1. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица
     2. Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
     3. Закрытое акционерное общество (ЗАО)
     4. Производственный кооператив
     5. Полное товарищество
     6. Коммандитное товарищество
      Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица как субъект предпринимательства имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это то, что он обладает всеми гражданскими правами. Это и открытие расчетного и валютного счетов в банке, экспорт и импорт товаров и услуг как субъекта внешнеэкономической деятельности, заключение любых договоров с любыми компаниями и лицами и т. п. При этом, имея в виду, что денежные средства - это личная собственность предпринимателя, налоговая инспекция не может снять без решения суда и, соответственно, без ведома предпринимателя денежные средства с его расчетного счета. Немаловажным является и то, что регистрация индивидуального предпринимателя проходит значительно проще и быстрее, чем регистрация юридических лиц, так как не требуется составлять устав, учредительный договор, подыскивать юридический адрес. Другим значительным преимуществом является упрощенная система учета и отчетности индивидуального предпринимателя.
      Она в достаточной мере проста и доступна практически для любого человека. Кроме того, индивидуальный предприниматель не уплачивает некоторые налоги, например налог на добавленную стоимость. Как всегда наряду с преимуществами существуют и недостатки, к которым можно отнести невозможность иметь штат сотрудников по трудовому договору, однако договоры подряда на выполнение работ заключать можно и с гражданами. Как недостаток можно отметить и то, что индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, однако тем, на которое может быть наложено взыскание. Следует оговориться, что любое изъятие может проводиться только по решению суда.
      Как видно преимуществ значительно больше, чем недостатков, поэтому такая форма предпринимательства достаточно привлекательна. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
      Общество с огранич.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44